ЖКХ Контроль
Вернуться к списку советов

Как решить проблему парковки автомобилей во дворах многоквартирных домов?

Правовое регулирование
Как решить проблему парковки автомобилей во дворах многоквартирных домов?

Рассматривая проблему размещения автомобилей на придомовой территории можно говорить как об острой нехватке парковок дворах, так и о том, как транспорт зачастую мешает жителям дома, не имеющим автомобили. Зачастую автомобилисты ставят свои машины как можно ближе к дому, невзирая на создаваемые помехи для других.

При этом самой распространённой является именно проблема  неправильной парковки, когда автомобилями загроможден весь двор и транспортным средствам специального назначения (каретам скорой помощи, пожарному и прочему транспорту) приходится лавировать, а иногда и вовсе бывает невозможно подъехать непосредственно к подъезду. Ситуация осложняется еще и тем, что большинство дворов вообще не оснащено парковочными местами, либо, их крайне мало.

Санитарные правила

Нельзя не отметить, что порядок организации парковки на придомовой территории прописан еще на стадии проектирования многоквартирных домов. Проектом предусматриваются правила расположения парковочных мест, которые регламентированы положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:

-расстояние от открытой автостоянки (вместимостью 10 машин и менее) до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять не менее 10м.

-для гаражей закрытого типа, со сплошным стеновым ограждением допускается сокращать на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий.

-на придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям.

Жилищное законодательство

Статьей 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» определено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, акт органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка не издается.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ принятие решения о том, как можно использовать придомовую территорию, в том числе введение всевозможных ограничений, относится к исключительной компетенции собрания собственников. При этом для принятия решения необходимо получить более 2/3 голосов, и, согласно положениям  части 5 статьи 46 ЖК РФ, оно является обязательным для всех собственников помещений, в том числе и для тех, которые не принимали участие в голосовании. 

Следовательно, установка ограждений, шлагбаумов на придомовой территории, использование такой территории для парковки транспортных средств, снос ограждающих конструкций, благоустройство территории с целью размещения площадок для парковки автомобилей должны осуществляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме.

В том случае,  если придомовая территория является общим двором для нескольких многоквартирных УК и органам местного самоуправления  необходимо привлечь собственников к определению границ и количества парковочных мест, исходя из пропорции площади земельного участка отдельного дома по отношению к совокупной площади.

Если на придомовой территории сооружена парковка без законных на то оснований, собственники помещений в многоквартирном доме могут письменно обратиться в надзорные органы с требованием об устранении допущенных нарушений. При этом необходимо организовать проведение общего собрания по принятию решения о  сносе незаконно сооруженной парковки. В случае невыполнения требований ОСС и контролирующих органов, вопрос о сносе парковки можно решать в судебном порядке.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании большинством более двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы собственников - граждан и юридических лиц.

Правила дорожного движения

Стоит отметить, что кроме жилищного законодательства, правила размещения автомобилей на придомовой территории определены ПДД, которыми регламентированы места, где парковка вообще запрещена. Нарушение правил влечет за собой наложение штрафа. Прежде всего, Правилами дорожного движения категорически запрещена стоянка во дворах автомобилей с работающим двигателем более 5 минут, если это не связано с посадкой/высадкой пассажиров, либо погрузкой/разгрузкой грузов. Актуальность данного запрета возрастает с наступлением зимнего периода, когда водителям необходимо прогревать автомобили.

Также запрещена стоянка грузовых автомобилей (более 2,5 тонн) в отсутствии специально отведенных мест, такими местами может являться территория, арендованная для нужд магазина, функционирующего на первом этаже и т.п. Категорически запрещено заграждение проезда во двор, парковка автомобиля на расстоянии ближе, чем 5 метров от мусорных контейнеров, и парковка автомобиля на тротуарах, газонах, пешеходных дорожках, где автотранспорт будет мешать движению пешеходов или другого транспорта. Кроме прочего, предусмотрен запрет на самовольную установку заграждений с целью фиксации собственных парковочных мест.

Таким образом, разрешение на  использование части придомовой территории для парковки автомобилей необходимо получить, заручившись поддержкой общего собрания  собственников.  При этом жильцы многоквартирного дома не вправе осуществлять «выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество и отчуждать свою долю, в том числе оборудовать ограничители  индивидуальных парковочных мест в виде  цепей, шлагбаумов, турникетов без принятия решения общего собрания собственников помещений.

Жильцы, недовольные созданием автостоянок, которые мешают нормальному проживанию, можно подавать жалобы в органы местного самоуправления, санитарную и пожарную инспекции. Когда возникают споры о размещении автомобилей во дворах, первым делом стоит обратиться к проектной документации и местным нормативным документам.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram 

Первое чтение. Точка сборки проблем ЖКХ

Предложить тему
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1776экспертов
0проектов
0идей
0комментариев
Мы в социальных сетях
Вход